"Володя, не порти мне вечер": Готов ли Лукашенко платить за независимость?
Опубликованно 12.02.2017 20:24
Очевидно, что рано или поздно, Лукашенко с Путиным " согласуют графики и встретить, имея на руках проект, компромисс, позволяющий снять напряжение в двусторонних отношениях. Но за то, что бы компромисс?
Оригинал на сайте белорусские новости
Предложенный Кремле на встрече Александра Лукашенко с Владимиром Путиным подвисла. Пока"не удалось согласовать графики двух глав государств",- заявил 8 февраля, Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента россии.
Легко догадаться, что это эвфемизм дипломатический камуфляж. На самом деле просто глупо встречаться, мониторинг снова был полный ноль, как в конце ноября. Тогда Лукашенко, как он признался позже, бросил фразу, которая стала после опубличивания мем: "Слушай, Володя, не мне испортить вечер!"
Другими словами, стороны еще не вышли за кулисами компромисс. И потому, что логически не испортить еще один вечер.
Пока боевые стойки
Помните, 2 февраля рядом с Кремлем "Известия" со ссылкой на того же Пескова сообщили, что встреча двух президентов может пройти в первой половине февраля в Москве в рамках заседания высшего совета союзного государства. Была названа и предполагаемая дата 9 февраля. Теперь, как мы видим, замысел разваливается.
Что случилось? Было под грифом "Большой разговор с президентом" — пресс-конференция Лукашенко, изрядная часть которой была снижена до претензий в адрес Москвы. В том числе и с нелестными характеристиками российских порядков и нравов, чтение чувствительные моменты переговоров двух лидеров.
Так, может быть, Путин решил его союзником, чтобы дерзкие речи и эвакуации за специфика?
Нет, кажется, что подвеска личной встрече, это "ответ Лукашенко",- заявил в комментарии для Naviny.by политический аналитик Юрий Дракохруст. Он напомнил, что 26 декабря белорусский официальный лидер фактически бойкотировали саммиты ЕАЭС и ОДКБ в Санкт-Петербурге.
То, что МВД Беларуси проводит доследственные проверки пробации "дело России", также показывает, что в двусторонних отношениях "ситуация не праздник",- добавил Дракохруст.
Для тех, кто не знает: вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении руководителя Россельхознадзора сергея из России (которые под надуманными предлогами блокирует поставки белорусской продукции) fit рассмотреть Лукашенко на той же большой пресс-конференции.
И как только процесс пошел (и, с другой стороны Данкверт запретил с 6 февраля, поставки мяса в Минской области, вице-премьер Аркадий Дворкович ледяным тоном напомнил о долге за газ), это очевидно: эскалация конфликтогенов, война нервов между Минском и Москвой продолжается.
Кто-то должен был?
Таким образом, в контексте продолжения междисциплинарный (с нефти и газа, стержень конфликта, белорусская сторона продолжает играть на обострение. Объяснение настойчивости может быть патетичный лозунг запущен белорусский лидер, а затем в "Большой разговор" 3 февраля: независимость дороже нефти.
В частности, это внимание! — прозрачный намек на то, что условия, налагаемые в Москве (в том числе непублично) в этот конфликт, угрожает белорусской независимости.
Лозунг про бесценность независимости, это красиво, но в реалии, попробовать на локоть. Только статистика сообщила, что экспорт наших нефтепродуктов в прошлом году сократился в физическом выражении на 23%, почти на 40%. В значительной степени это является следствием того, что Россия в отместку частичной оплаты белоруссией поставок газа поставил два наших НПЗ на голодный паек.
Но Минск не платит насчитанный в Москве газовый долг (550 миллионов долларов) во-первых, потому что... в упор его не видит.
Да-да, цифры, которые привел Лукашенко на "Большой разговор", следует, что белорусы в 2016 году заплатил дочь "Газпрома" и, следовательно, дороже просто, согласно расчетам нашего правительства, цена 107 долларов за тысячу кубических метров вместо 83, что договор требовал заплатить 132).
И в целом, по версии Лукашенко, Беларусь от вступления в ЕАЭС потерял 15 миллиардов долларов. Короче говоря, ни равенства, справедливости интеграции нет и в помине, отношение в Москве белорусский партнер "издевательство".
Кремль, конечно, она пришла ответка: это наш бюджет на беспошлинной нефти для Беларуси потерял в пять лет, в 22,3 миллиарда долларов.
Готовы ли белорусы платить за независимость?
Выставить друг другу счета-в Москве и Минске, теоретически могут до посинения. Подчиненные всегда дадут кусок бумаги с цифрами, аргументирующими твоей экономического, исторического и морального права.
Однако, де-факто, руководители белорусских ситуация гораздо хуже. В москве черное золото не как пристроит. И вот белорусской экономики и, следовательно, в период экономического спада, и, как правило, может лежать без предыдущих объемов нефти, российских, кредитов и других форм знакомы с текущей востока.
Готов ли Лукашенко к практике доказать, что независимость для него дороже нефти? Приведет, если его народ в пруду? И вдруг народ перед лицом крайней нищеты заартачится и скажет: "лучше шесть регионов России!
Какой энергичный патриотизм в нашем молодом и очень русифицированной страны-это сложная тема, не будем здесь углубляться. В любом случае, Дракохруст считает, что пусть сложные, но сегодня "происходит в беларуси, национальное самосознание" и "национальная гордость у белорусов".
Так или иначе, для независимости действительно надо платить. И звонкая риторика не заменяет звон монеты.
Для белорусской экономики могли бы функционировать без наркотиков дешевых российских энергоносителей, необходимо перестроить и реформировать. Же НПЗ — модернизировать (увеличить степень переработки сырья, etc), чтобы они давали прибыль не только при передаче нефти.
Но проблема не только в том, что на модернизацию наших предприятий нужно место, чтобы найти кучу денег. Тот же пример, столярные, мы видим, что вы можете вбухать миллиарды, а отдача будет с гулькин нос.
Авторитарная модернизация не работает, вы должны изменить структуру экономики, избавиться от малоэффективного, то шевелящегося вручную массива государственной собственности. Отказаться от искусственной поддержки монстры социалистической индустрии. Ставку на инновации, наукоемкую продукцию.
Ну, и так далее. Я не собираюсь конкурировать с независимые экономисты, которые давно занесен в своих исследованиях. Глава государства недавно звонит подчиненным искать новые идеи, но это искать топор под лавку. Есть abc трансформации рынка, это просто должно быть разумно адаптировать к нашим особенностям.
И если, в ближайшее время, преобразование жесткого не работает или ограниченные декоративные, половинчатые меры (больше для шоу, для МВФ, что для них-же), для аналитиков стало общим местом повторять, что все просто не хватает политической воли.
Консолидация нации вопрос
Впрочем, при "Большой разговор" белорусский президент пытался доказать: проблема не в том, что "Лукашенко закостенел и не знает, что делать".
Комментируя свою упрямую позицию в вопросе приватизации, он прозрачно намекнул на внешнеполитический аспект проблемы: "Если я сейчас эти компании, их делаю на продажу, каждый из вас на сто процентов, ответит, где они будут, кто их купит. (...) из этих компаний не в том, что наших людей в руках будут..."
Если добавить к этому историю, Лукашенко, как и почему он воспротивился продаже русский капитал "Интеграл", МЗКТ, Маз, "Гродно Азота", то легко понять, белорусский официальный лидер серьезно опасается, что русские в два счета скупят Беларусь и после экономической власти будут принимать здесь, в своих руках и политическую власть.
И вот здесь возникает тонкий. Внутренних противников как можно винить главу государства, который сам создал страну в ловушку, и все, но независимость для них является действительно священным. Это тот случай, когда правящий класс и контрэлита может найти точки соприкосновения.
Однако, попытка показать готовность к определенной осторожный диалог с организациями гражданского общества, даже "Большой разговор" получился очень декоративный и даже грубо манипулятивной. Fail.
Беларуси придется выжить
Очевидно, что рано или поздно, Лукашенко с Путиным " согласуют графики и встретить, имея на руках проект, компромисс, позволяющий снять напряжение в двусторонних отношениях. За то, что бы компромисс?
"Полностью сохранить позиции белорусской стороне не удастся", — этот прогноз смотрит минский аналитик-международник Андрей Федоров.
В комментариях Naviny.by Федоров предположил, что Лукашенко, скорее всего, не допустит появления в Беларуси российской авиабазы. В то же время, Минск будет платить за газ долг (может быть, Москва, смягчить условия платежа). Поставки нефти растут, но не до желаемых для Минска 24 млн. тонн в год, считает аналитик.
В свою очередь, Дракохруст считает: что-то пакет российских условиях Минск может выполнить (например, сжать реэкспорт подсанкционной продукции, продать что важно для российских активов), но вряд ли "это выглядит как полная капитуляция".
От себя добавлю, что, хотя Лукашенко, конечно, не будет отображать Беларуси из ЕАЭС, ОДКБ, союзного государства (провести красные линии, как говорят аналитики) — и сами эти структуры, и интерес к нему со стороны Беларуси с большой долей вероятности слабеть. Ну, не пошел к интеграции под эгидой Кремля, как это грезилось. И для его спасения, для прекрасного нажима Кремля не является допингом.
Это означает, что воленс-ноленс Беларуси будет больше выжить в одиночку, полагаться на себя. Что невозможно, если не превратить закостеневшую социально-экономического и боюсь сказать — политическая модель.
Лукашенко — консервативная, все преобразования, которые он делает через не хочу. Теперь, по-видимому, через не хочу иметь, чтобы сделать больше. Будет ли этого достаточно, чтобы удержать Беларусь, тихого океана и утонуть в России — вопрос открытый.
Александр Класковский
Редакция может быть не согласна с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.
Категория: Разные новости
"Володя, не порти мне вечер": Готов ли Лукашенко платить за независимость?