Заседания Рады и российской Думы – это очень богатый материал для писателя
Опубликованно 14.12.2016 08:01
ИГОРЬ померанцев - поэт, драматург, эссеист, журналист. Редактор и ведущий радиожурнала "Поверх барьеров" и воскресной передачи "Красное сухое". Родился в Саратове. Он окончил романо-германский факультет черновицкого университета. В радиожурналистике - с 1989 года (русская служба "би-БИ"). Автор радиопьес "Любовь на коротких волнах", "Животные господин Фабр", "Вы меня слышите?". Автор нескольких книг прозы, поэзии, эссе, в том числе книги о радио: Новости, "Радио “С”", "эротизм". С 1995 года живет в Праге, переехал с радийным рабочий стол
Влащенко: Сегодня у нас есть визит замечательный публицист, писатель, поэт, журналист Радио Свободыи Игорь Померанцев.
Здравствуйте, Игорь Яковлевич. Многие философы говорят, что нет никакого будущего-это не только национализм, но и государства в принципе. Что вы думаете о будущем мирового порядка в связи с тем, что сегодня происходит между Россией и Украиной?
Померанцев: Национализм-это явление многогранное. Это может быть и здоровая реакция, когда твоя нация или народ твой жертвой дискриминации или репрессируют. Это всегда индивидуально, как и патриотизм. Патриотизм-это индивидуально. Это любовь. И любовь-это агрессивная, депрессивная, эгоистичная и бескорыстная. Точно так же и с патриотизмом. Поэтому, нужно всегда думать о явление патриотизма, национализма, как многомерный. Например, Гитлер был горячим патриотом, абсолютно искренен, он любил свою семью он разрушил, стер ее в порошок. Л. Толстого, автор замечательного эссе о христианстве и патриотизме. Весь пафос этой статьи – осуждение и презрение к патриотизму как к явлению. Он считает, что патриотизм-это идеология власти. И вот парадокс – человек, презиравший патриотизма, национальной гордости России. Этот парадокс в том, что мы судим о том, что сделано, что создается.
- Как вы думаете, чем закончится для России, это патриотично "прогулку" с Иа Грозный, прокуроршей Поклонской, с закрытием выставок и шоу, и так далее.?
- Меня, по сравнению с Россией интересует угол зрения психологической и даже психиатрической. В классическом психоанализе является понятие "воли к смерти". Именно с этой точки зрения любопытно проанализировать распад империи. В самом деле, россия не является исключением – зверство присуще многим государствам, накануне смерти этого государства. С точки зрения психоаналитической, "воля к смерти" может преобладать. По-разному может вести себя культуру и идентичность. И писатели уже высказались на эту тему. Один раз в Советский Союз очень обиделись на Рейгана за то, что он назвал Советский Союз "империей зла". Ему это припомнили, и Солженицын написал роман "раковый корпус". Оказалось, что это имя, убийца, потому что смысл "Рак корпусе" развития болезни. Рак должен захватить новые места, территории, возводить новые здания. Вот темный, страшный образ. Мы уже знаем, что носил патриотизм ярый патриот своей любимой родины.
- Скажите мне, язык может быть чем-то виноватым?
- Язык не виноват, для меня, по крайней мере. Более того, язык может быть не только инструментом пропаганды, но и объект пропаганды. Я беру, например, Великобритания. Эта огромная империя распалась. Самой большой колонией Великобритании была Индия. В Индии 350 миллионов людей, владеющих английским. Если есть национальной памяти, подавление восстания, борьба за независимость, и 350 миллионов человек, владеющих хинглиш. И это самый энергичный, творческий, группы населения. Казалось бы, сфере, но в целом простая. Язык не виноват.
- Это действительно носитель и показатель цивилизации и национальной культуры?
- Национальная культура включает в себя такие институты, как политика. Политика-это продукт культуры в гораздо большей степени, чем культура этой стратегии. Политики, так как включает в себя. Это понимание государства и государственных институтов, это язык, на котором говорят политики. Заседание верховной рады и государственной Думы – это очень богатый материал для писателя. И для писателей, которые любили его сказки, речь персонажей. Зощенко потирал руки, гения украинского гуцульского сказки Века Стефаник также порадовало. Идеи, которые предлагаются в Думе, как гласит демократических язык, умными словами, но когда ты вслушаешься, перед тобой открываются бездны мракобесия и ретроградства. Надо садиться и писать, но я по-прежнему пишу стихи, я люблю Зощенко и Стефаника.
- Как видите, современная украинская литература сегодня? Готов ли сегодня противостоять трудностям, которые ждут страну?
- Она отличается. Есть еще ископаемые слои советской литературы и советского союза литературной мысли. И даже внешний вид некоторых писателей не изменилась. Современная русская литература в части законсервировалась. Она цитирует себя, играет с ней. Это любопытно для русского, писателя и читателя, но это неинтересно, в мире, который его окружает. В Англии, например, выпущены все современные русские писатели, самые большие, но это розыгрыш, не более от 500 до 1 000 экземпляров. Они не имеют резонанса, потому что он закрыт, закрыт мире, сохраняет культурные банки, пароли и уникальные коды. И вот остро современных украинских писателей, более открыты, они более развернуты в мир культуры. Не случайно некоторые критики сравнили магического реализма южно-американских писателей украинской литературы в современном - с Юрием Андруховичем. Это совершенно другое измерение, и я сужу рисовать легко. В Германии, такие писатели, как Жадан или Андрухович, просто известный. Это десятки тысяч фунтов. И сообщает им самых престижных редакторов, не типичные английские издатели, которые специализируются на зарубежной литературе, и они публикуют, например, Сорокина, и это просто киты издательской продукции в Германии. А что касается вызовов войны. Надо быть слепым или бесчувственного, чтобы не понять этого. Эта война называется гибридной, и он включает в себя элементы классики, война – убийство. Потому что язык войны – это убийство. Война, которая говорит на языке смерти. Гибридная война включает в себя информацию и войны, пятой колонны. Это парадоксальная ситуация, парламент Украины, которые до сих пор встречаются люди, которые являются врагами государственности Украины. Для писателя, жанр-поиски и решения – это акты писателя. Для писателя-это современный, украинский, очень важно найти новый, гибридный вид.
- Мы находимся на пороге большой войны или эта гибридность будет включен в наш метаболизм и будет частью нашей жизни постоянно?
- Мы являемся частью мира, и то, что происходит сейчас, не является чистым только в конфликте на востоке Украины. Все мы сейчас живем в мире, где изменение является само понятие, смысл, информация. Нам казалось, что, благодаря развитию социальных сетей и информационных технологий позволит обогатить наш мир. Да, она обогатила. Но всегда есть последствия. Потерял чувство реальности, а также уверенность в источниках средств МАССОВОЙ информации. Потерял классических критериев, которые, как правило, подсказывают, как нам жить, как мы оцениваем. Это относится даже к личных наших отношений и наших старых друзей на глазах стали наши врагов: пусть-вербальные, словесные. У каждого времени были свои огромные проблемы. В любой ситуации, защитная реакция – это ирония – реагировать по-человечески.
- Возможность остаться наедине с собой более сужается. Огромное количество информации, когда ты не погружен – выбирает он, мы имеем возможность счастья?
- Счастье-это абсолютно индивидуальное чувство. Он бывает разного качества. Что касается одиночества, то самое главное-отвоевать свое право, свою территорию в одиночестве, и главное, чтобы ты выбирал одиночество, а не оно тебя.
- Новые сообщения затирают идею отцовства, идея, форма.
- Мы родом из культуры, которые боролись за существование. Одним из инструментов этой борьбы – сохранение культурной памяти, культурных кодов, героизация классические и классические. В общем, забывчивость, памяти – это очень важные элементы культуры. Культ классика, культ героев имеет отношение к "воле к смерти". Я не против изменения, и какие-то изменения состава в культуре должна быть.
- Благодаря этому, мы находим в духовной целостности?
- Слово "духовность" я использую только в прямом смысле, в церкви. Что касается того, что вкладывают в это слово, то, например, многие герои писателя А. Платонова является очень простой, но, тем не менее, от них исходит свет. Таким образом, это не только в так называемой культуре, знанию или создание, как понятно, люди умные, это что-то у человека либо есть, либо нет. Это как дар. Конечно, нужно какое-то беспокойство, интеллектуальных усилий. Но все это на свой собственный.
- Вы будете мне кое-что спросить?
- В переводе с английского-передачи Hard Talk "тяжелый, неприятный разговор". Как вам удается сделать приятное хобби, и почему, в конце концов, начальство терпит?
- Не всегда в моих беседах с людьми, являются приятными и нетяжелыми. Как правило, это действительно Hard Talk. Но есть часть людей, просто нужно слушать. И вы просто относитесь к этому человеку.
Большое спасибо, Игорь Яковлевич.
Категория: Разные новости
Заседания Рады и российской Думы – это очень богатый материал для писателя